Советы родителям
 

 

Советы родителям

 

1) Зачем учиться в ДШИ Действительно, зачем — не всем же быть музыкантами, художниками, хореографами? Люди искусства —  это особые люди, личности, которые выделяются и манерой одеваться, и манерой изъясняться, и складом ума. Конечно, не у всех получится профессионально заняться одним из видов искусств, но к этому стоит стремиться, несмотря на то, что у каждого свой путь! Учить детей искусству мечтают многие родители. Только одни уверены в необходимости художественного воспитания чада и готовы сделать для этого все возможное, другие сомневаются в творческих способностях своего ребенка и боятся ему навредить. По большому счету, решающими факторами должны быть не желания родителей, а талант ребенка и стремление его к искусству.

 
Итак, что же дает ребенку школа искусств? Какая в ней польза?

 
Когда малыш растет, у родителей возникает вопрос, – куда отдать ребенка для его всестороннего развития.

Но нередко родители останавливают выбор на спортивной секции, не задумываясь о том, что малыш нуждается в дополнительном образовании в области искусств.

В былые времена детей дворян обучали грамоте, арифметике, языкам, танцам и музыке. Обучение игре на музыкальных инструментах считалось показателем хорошего воспитания.

Естественно не все дети по окончании детской школы искусств выберут профессию музыканта, художника или хореографа. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Родителям может показаться, что годы, проведенные в детской школе искусств, прошли даром.

Многие родители переживают, что ребенок будет слишком загружен при обучении в ДШИ. Это неизбежно. Но ведь это не плохо. Ребенок будет занят обучением и не будет без толку слоняться в сомнительной компании. У него будет развит музыкальный вкус. Музыка, рисование и танцы развивают самодисциплину, и при правильном планировании времени малыш будет успевать делать уроки, заниматься музыкой и гулять с друзьями. На первоначальном этапе многое зависит от родителей. Казалось бы, вот совсем недавно ребенок горел желанием осваивать навыки искусства, как его уже нет. Детям свойственно лениться и задача родителей приобщать его к искусству и не пускать все на самотек. Стоит отметить, что не все дети дошкольного возраста знают, чем они хотят заниматься. Родители должны убедить малыша, что обучение искусству  — это престижно и классно. К тому же, он будет уметь то, что не умеют его дворовые друзья, которые бесцельно слоняются по улице и не знают чем себя занять, а он будет уметь рисовать, танцевать, играть на музыкальном инструменте.

Обучение в детской школе искусств развивает коммуникативность и эстетический вкус, расширяет кругозор. А что касается музыкального слуха, то у одних детей он есть с рождения, а другим его нужно развивать.

Занятия музыкой развивают координацию

Исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах (особенно на струнных и клавишных), улучшается координация движений, мелкая моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями. Развивает пространственное мышление.

Занятия музыкой развивают интеллектуально

Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать самые инертные дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают.

         Слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство «перегруженности». Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющийся некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет функцию разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов.

Занятия музыкой сближают детей и родителей

Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах. Или, например, вариант, когда родители, умеющие играть, аккомпанируют маленькому скрипачу или певцу.

Сближают и совместные домашние концерты. Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в ансамбле с папой, мамой или бабушкой.

Духовному развитию детей способствует пение в хоре

 Во время хорового пения дети ощущают ответственность за общее звучание песни, радость коллективного творчества, облагораживающее влияние самой песни.

Интересно, что между поющими в одном хоре, как детьми, так и взрослыми, обычно складываются тёплые, дружеские отношения. Эмоциональный настрой каждого хориста передаётся друг другу. Создаётся особая атмосфера увлечённости музыкой, радости, совместного творчества.

На уроках хореографии дети учатся грамотно чувствовать музыку. Занятия помогают укрепить мышцы спины, развить правильную осанку, сформировать постановку корпуса, развить природные физические данные такие как: шаг (растяжка), подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность.

Уже после первых  уроков вы сможете наблюдать, как происходит творческий рост и раскрываются таланты ваших детей. Занятия хореографией не только приучают вашего ребёнка к дисциплине, организуют его, но и благотворно влияют на умственное развитие, потому что во время изучения хореографических композиций ребёнку постоянно приходиться запоминать последовательность движений - это заставляет ребёнка думать, при этом развивается мышечная память, координация движений и начинает хорошо работать вестибулярный аппарат.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Кроме того, рисование развиваетпамять, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.

 

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

 

2) 10 причин учить ребёнка музыке

 

1. Играть — это следовать традиции светского воспитания. Музыке учили всех аристократов!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину; заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов - зимой и летом, в будни и в выходные. Упорство музыканта можно сравнить с упорством спортсмена. Но, в отличие от спорта, музыка - это воспитание характера без риска травмы. Как хорошо, что это возможно!

3. Благодаря музыке ребенок развивает математические способности! Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными знаками, запоминая нотный текст. Большинство видных математиков и инженеров занимались и продолжают заниматься музыкой.

4. Играющие и поющие быстрее усваивают грамматику, лучше пишут, легче запоминают иностранные слова. Фразы, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Не случайно все великие писатели – меломаны. Занятия музыкой рекомендуют и всем будущим полиглотам - журналистам и переводчикам!

5. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Это очень облегчает понимание компьютера! Не случайно корпорация Майкрософт предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения и умение понимать людей. Играя, юному музыканту приходится многократно перевоплощаться и доносить до слушателя разную манеру игры, чувствовать голос и жесты. Помните - музыка ведёт от сердца к сердцу!

7. Музыканты мягкосердечны, терпеливы и одновременно мужественны. Как утверждают психологи – играющие мужчины чувствительны, а музыканты-женщины стойки и тверды духом. Это прекрасные качества личности!

8. Занятия музыкой и выступления на сцене приучают «включаться по команде». С таким опытом ребёнок сдаст любой экзамен, выдержит любое собеседование. Музыкальные занятия в детстве — это максимальная готовность на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих ориентироваться в нескольких одновременных процессах! Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. К примеру, читающий с листа делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее в своём темпе. Ребенок-музыкант сможет бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым!

10. И, наконец, музыка — наилучший путь к жизненному успеху. Музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Спросите у успешных людей - не занимались ли музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались! И у Вас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

По материалам проректора Российской академии музыки им. Гнесиных,
профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук
Д.К. Кирнарской

 
3) 10 причин учить ребёнка рисовать

 

1. Первая причина - умение концентрироваться. Когда человек рисует длительное время, он концентрируется на работе. Это развивает умение удерживать внимание на конкретной области. Незаменимый навык в широком круге профессий!

2. У рисующих хорошо развито системное мышление. Законы композиции заставляют видеть произведение не фрагментарно, а в целостности, что является прекрасным навыком в повседневной жизни.

3. Рисование, лепка, занятия аппликацией и различными видами художественного творчества способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики рук. Уже давно доказано влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы, развитие речи и улучшение произношения!

4. Рисование развивает память, внимание, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений способствуют развитию мышления!

5. А ещё рисующие гораздо более наблюдательны и внимательны! Рисование и живопись учат находить красоту в любом объекте окружающего мира и замечать то, что не видит обычный человек.

6. Хотите видеть мир в полном цвете? Начните заниматься живописью. Это действительно ведет к более красочному и полному восприятию красоты окружающего мира, ведь глаз начинает различать гораздо больше оттенков!

7. Благодаря рисованию и художественному труду развиваются воображение и фантазия. С помощью карандаша, красок и многих других материалов можно не только украсить окружающее пространство и реальную действительность, но и придумать то, чего нет на самом деле, изобразить свой собственный неповторимый, удивительный мир.

8. Рисование не только гармонично развивает личность человека, но и позволяет ему лучше овладевать математикой, физикой и другими «техническими» дисциплинами.

9. А ещё это хорошая возможность сэкономить и даже заработать! Имея определённые навыки, можно украсить свою квартиру, одежду, иметь стильные аксессуары… «Hand-maid» не теряет своей актуальности! И помните - подарок, сделанный с душой, своими руками, во все времена ценился гораздо выше покупного.

10. Это очень хорошее и приятное хобби, вполне в духе светских традиций. А главное – оно доставляет радость и удовольствие!

 Одобряйте ребёнка во всех его творческих начинаниях!

А если Ваш ребёнок захочет серьёзно обучаться рисованию – добро пожаловать в нашу школу!

 

4)    4) 10 причин учить ребёнка петь

 

·  Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. С помощью голоса-«инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. Если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

·  У поющего ребёнка быстрее происходит интеллектуальное развитие. Он учится быстрее запоминать слова и устанавливать сложные взаимосвязи, учится сосредотачиваться. В процессе пения развиваются музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память.

·   Пение устраняет некоторые дефекты речи, развивает артикуляцию и дикцию ребёнка, а также свободу мимики. А умение говорить «хорошо поставленным голосом»? Это несомненный плюс!

· Многие врачи утверждают, что когда поют, дети укрепляют иммунную систему, здоровье, тонус, поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и эндокринная система.

· Занятия пением помогают сформировать у ребёнка правильную осанку!

· В дореволюционной России дети из состоятельных семей должны были непременно учиться пению. Умение петь и играть на музыкальных инструментах считалось хорошим тоном!

· Хоровое искусство по своей сути - массовое. В нем раскрываются творческие способности ребенка. Он чувствует себя творческой единичкой и в то же время – частью коллектива, где один за всех, и все за одного. Как говорил К.Д.Ушинский, песня «несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце»!

· Через пение ребёнок развивает свои артистические способности. А примеряя на себя тот или иной характер и образ, человек учится быть разным и не теряться в самых разных ситуациях.

· Во время пения человек «отключается» от всех проблем и тревожных состояний. Пение – это антистресс! Оно действительно делает человека счастливее – неважно, поёт ли он на сцене, в хоре или в ванной комнате!

· Пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие сюжетные игры. Это один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Поют все – другой вопрос, что большинство поет неправильно. Так может, стоит этому поучиться?

 

 

5) 10 причин учить ребёнка танцевать

 

1.      Движение – это жизнь! А жизнь под музыку – что может быть лучше?

2.      Танцы – это очень приятный вид досуга, приносящий удовольствие. Разве не балы были основными светскими мероприятиями в девятнадцатом веке? Разве не танцевальные вечера украшали жизнь людей в веке двадцатом? Разве не танцы и сегодня ждут в конце каждого вечера отдыха?

3.      Физическое здоровье. Нагрузки во время занятий танцами дают оптимальную тренировку сердцу, сосудам, мышцам и суставам тела. В отличие от спорта, танцы не травматичны, ими могут заниматься и четырехлетние дети, и пенсионеры.

4.      Хорошая осанка. Более половины современных людей имеют проблемы с позвоночником. Но если дети танцуют, об этом можно забыть. Ничто так не корректирует спину и не способствует оздоровлению и выравниванию позвоночника, как занятия танцами.

5.      Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и это очень важно - ведь дети тоже испытывают много негативных эмоций, не меньше, чем взрослые.

6.      Красивая походка. Люди, умеющие красиво ходить, видны издалека. На них хочется обернуться, на них хочется быть похожими. Если ваш ребенок научится танцевать, то уж красиво ходить он точно сможет.

7.      Общение. Когда дети танцуют, им проще найти общий язык. Сближает красивая музыка и атмосфера хореографического класса, сближает веселье и работа педагога. Даже если у вас скромный и стеснительный сын или дочка – танцы снимут все барьеры. Бывает и так, что многие именно на танцах находят свою любовь, а некоторые из них позже даже закрепляют ее семейными узами.

8.      Раскрепощение. Танцы делают человека более смелым и открытым. Ключевое слово, характеризующее поведение умеющего танцевать человека, - Свобода. Свобода движений, свобода общения, свобода мышления. Танцы избавляют от комплексов и стереотипов. Танцы помогают весело и интересно жить в современном мире.

9.      Развитие чувства ритма и музыкальности. Регулярные занятия танцами учат детей разбираться в ритме танцев и улучшают музыкальный слух ребенка. Дети танцуют, а параллельно учатся слушать музыку и понимать её.

10.  Гармоничное развитие. Многие люди только в танце становятся красивыми и привлекательными. А если дети танцуют с ранних лет, то у них точно будет красивая фигура, грация и пластика. Кроме того, они будут учиться одеваться элегантно. Есть такая закономерность: дети, которые танцуют, имеют хороший вкус.

 

Не верите? Попробуйте отдать ребенка на танцы и сами в этом убедитесь!

 

 

6) Занятия танцами

 

Занятия танцами – это удовольствие и польза для здоровья ребенка

Наблюдая за тем, как сын или дочурка увлеченно кружится по комнате под музыку, родители порой задумываются: «Раз это доставляет малышу такую радость, пусть позанимается танцами со специалистом! Но, не вредны ли будут для него такие нагрузки?»

Вряд ли можно встретить ребенка, который не любил бы танцевать. И пусть в самом юном возрасте это просто притопывание под понравившуюся мелодию, а затем попытка копировать движения профессиональных танцоров, за которыми малыш увлеченно наблюдает по телевизору. В любом случае танец – это способ выразить свое настроение, выплеснуть эмоции и накопившуюся энергию.

Как влияют занятия танцами на здоровье и развитие детей

Никто не будет спорить с тем, что танцы еще никому не повредили. Но одно дело, когда ребенок просто танцует дома «под настроение», и совсем другое – регулярные занятия. Какие же положительные стороны такого вида досуга для ребенка и есть ли негативные моменты?

Рассмотрим подробнее, что может получить малыш, занимаясь танцами в коллективе и с опытным педагогом: 

Правильная осанка. У ребенка формируется правильная осанка, происходит оздоровление и корректировка позвоночника, исчезают сколиоз, сутулость и другие проблемы со спиной. Кроме того, вырабатывается красивая походка, пластичность и грациозность в движениях. 

Польза для здоровья. Занятия танцами дают правильную нагрузку на сердечную и другие мышцы, прекрасно развивают их, благотворно влияют на суставы и сосуды. Регулярные занятия можно начинать уже с четырехлетнего возраста.

Эстетическое развитие. Дети учатся не только слушать, но и «чувствовать музыку», понимать ее, у них улучшается музыкальный слух, развивается чувство ритма. А нарядные костюмы развивают хороший вкус и стремление элегантно одеваться, следить за своей внешностью. 

Приятное общение. Атмосфера танцкласса и красивая музыка сближает детей и способствует их общению, поднимает настроение. Они становятся более смелыми, раскрепощенными, открытыми и уверенными в себе. 

Эмоциональное развитие. В танце ребенок может под музыку выражать свои эмоции – радость, грусть, неуемное веселье. Кроме этого, энергичные движения помогают малышу расслабиться, избавиться от негативных впечатлений, накопленных за день, или последствий стресса.

Танцы – это замечательно, но где заниматься?

Все рассмотренные аспекты свидетельствуют о несомненной пользе занятий танцами. Но не стоит, конечно, забывать о том, что детское увлечение обязательно потребует от родителей затрат времени и определенных финансовых вложений. Ведь маленьким танцорам понадобится одежда для тренировок, специальная обувь, а для выступлений – красивые костюмы. Но денежные расходы с лихвой окупятся тем, что ваш ребенок будет гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, укреплять здоровье и просто получать удовольствие!

Существует очень много стилей танцев – это и классические, и народные, и множество направлений современного танца. А овладеть навыками танцевального искусства поможет наша Детская школа искусств.

 

7) Музыка и здоровье

 

По тихой, старой московской улице шла я как-то и услышала из окна чудесные звуки Шопена. Удивилась. Ведь в этом доме находится Российский научно-исследовательский институт.

Открыв массивные двери, вошла в подъезд, поднялась по лестнице, нашла комнату, откуда доносилась музыка. Врачебным кабинетом нельзя было назвать это помещение: на стенах - картины, за столами - склоненные головы молодых людей, рисовавших портреты, пейзажи. За фортепиано сидела девушка и играла.

Что это - художественное училище? Нет. Приветливый, импозантный мужчина, подошедший ко мне, отрекомендовался: психотерапевт, заведующий лабораторией Института психологии Российской академии наук, профессор Миланского университета новой медицины и МГУ имени Ломоносова Владимир Леонидович Райков.

Снова удивилась я, узнав в нём актера, который создал образ министра Хвостова в известном кинофильме “Агония”. В.Л.Райков - многогранных способностей человек: доктор, философ, поэт, киноактер.

Здесь, в лаборатории медицинского центра, он восстанавливает здоровье пациентам, страдающим неврозами и другими заболеваниями. "Чрезмерное увлечение дискотеками, шумной поп-музыкой, компьютерами перегружает, а порой разрушает психику человека, особенно молодого организма, - говорил профессор. - Люди приходят сюда, рисуют, слушают классическую музыку, приобщаются к высокой культуре”.

"Осознание способности творческого разума как высшей формы достижений эволюции Вселенной, - не есть ли одна из благодарных возможностей сохранения и дальнейшего развития человечества, - рассуждал В.Л.Райков. - Говорят, мир спасет красота. Я добавлю, - сказал он: творчество во имя красоты и жизни спасет мир. Велика заслуга в этом поэтов, художников, музыкантов”.

Профессор называет их деятельность “творческой самореализацией”. Человек разумный - это, прежде всего, творец. Создав Разум, Вселенная создала фундамент осознания свободы личности, ощущения своего предназначения. Стремление к творчеству, к высотам, к звездам и определяет термин “творческая самореализация”. Как гласит пословица: per aspera ad astra (через тернии к звёздам). „Этим мы и занимаемся”, - улыбнувшись, заключил нашу беседу профессор Райков.

Он любовно окинул взглядом своих пациентов, прислушался к чарующим звукам шопеновской мелодии и произнес: "Мы помогаем выявить дарованный им природой талант и оздоровить, избавить от того или иного недуга.”

Стремление к прекрасному, к творческой самореализации живет во все времена существования разумного человечества. Великий польский композитор и пианист Фридерик Шопен еще при жизни был признан гениальным. К пяти годам он прекрасно играл несложные пьесы, а в 12 лет уже не уступал лучшим пианистам. С особой одухотворенностью, изяществом исполнял он собственные сочинения: мазурки (их он написал 58), прелюдии, баркароллу, вальсы (их было у него 17); да еще 16 полонезов, 27 этюдов. По воспоминаниям современников, выступления Шопена всегда проходили с огромным успехом.

Медики давно обратили внимание на то, что музыка Шопена, да и не только его, помогает лечить болезни и души людей. В одних произведениях - бравурность и блеск, которые поднимают настроение, в других - нежность, поэтичность, мелодичность; такая музыка успокаивает, умиротворяет, приводит в гармонию чувства.

В числе делегации журналистов я побывала в Германии, в частности, в Веймаре - городе Гёте и Шиллера, в городе Эйзенахе, где родился великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Кстати, по удивительной, случайной игре слов, “бах” по-немецки означает “ручей”. И музыка Баха, казалось бы, родившаяся из родничка, вылилась в огромное море, в океан чувств и звуков. Его органные прелюдии, фантазии, токкаты мощным потоком захлестнули, завоевали весь мир. Не забыть мне посещения дома-музея Баха.

Как завороженные смотрели мы на клавесин, которого, возможно, касались руки великого маэстро. В нашей делегации была пианистка. Получив разрешение, она села за старинный инструмент. И зазвучали “редкие аккорды клавесина”, - вспомнились стихи Анны Ахматовой.

Мне предложили, в качестве диктора-комментатора на фоне звучавшей музыки читать небольшой рассказ о жизни и творчестве Баха (перевод с немецкого языка на русский). Нахлынувших чувств моих передать невозможно: почудилось, будто это Он сидит за клавесином, откуда доносилась Его мелодичная пьеса. Звучала музыка, и я рассказывала, как блистательно играл Бах в церкви, в большом концертном зале. Вот он садился за орган.

Таинственно поблескивали трубы разных форм и размеров. Этот необычный, величественный инструмент может издавать разнообразнейшие звуки: и голос флейты, и переливчатый звон колокольцев, и тромбон с его низким тембром. Пальцы Баха касались клавиш. Раздавался первый мощный аккорд, и лилась волшебная музыка с причудливыми вариациями. Его называли повелителем мира звуков, сравнивали с легендарным Орфеем - “создателем божественной музыки, гимнов” Древней Греции.

Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,
На звуки её сбегались из леса звери,
Но искусство Баха по праву считают выше,
Потому что весь мир дивится ему...

Русский музыкальный критик А.Н.Серов писал: “Бах не перестает быть великим, быть может, величайшим, мелодистом. Только он любит заставлять петь не один голос, а многие разом, создает не одну нить мелодическую, а целую ткань одновременных мелодий”. Великий ученый Эйнштейн говорил, что в музыке Баха он слышал “гармонию Вселенной”.

Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза...

- этими словами закончила я рассказ у клавесина в доме Баха, и осмотрелась: какие ясные, просветленные лица окружали меня. Словно через очищение прошли наши души и сердца, соприкоснувшись с миром величайшего из музыкантов. Поистине музыка лечит! Многие специалисты подтверждают это. Да и мы сами ощущаем, что музыка может сильно воздействовать на живой организм. Праздничное, приподнятое настроение создает творчество Иоганна Штрауса. “Король классического венского вальса” (сын) написал 500 вальсов, полек, галопов, кадрилей.

Душа радуется, когда слышишь вальс Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”! Торжественно-величаво звучит полонез Петра Ильича Чайковского в опере “Евгений Онегин”. А какая дивная картина предстает перед нами, когда слушаешь произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”! Словно живописное полотно художника, расцвеченное лучезарными красками утренней зари, будто живительные струи воздуха пробуждающего светлого дня обволакивают вас. Такая музыка успокаивает, благотворно влияет на человека.

Русский писатель Ф.М.Достоевский рассказывал, как в 1848 г. Общество любителей словесности посетил композитор Михаил Иванович Глинка. Он тогда играл Шопена, Глюка и собственные сочинения. А потом разошелся и исполнил свою знаменитую “Камаринскую”. Достоевский слушал, и вспомнился ему один из весенних вечеров, накатившееся внезапно странное состояние, похожее на то, как если бы вы “шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг услышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка ... вы проходите мимо, развлеченный, взволнованный, в вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы будто слышали жизнь...”. О том, как воздействует музыка на человека, поведал нам российский писатель и врач В.В.Вересаев.

В своем произведении “В тупике” он вводит читателя в стародворянское общество, где одна из героинь романа, пианистка Гурниенко, играла собравшимся в зале “осколкам” старорежимного строя пьесы Бетховена, Шопена. “Большие глаза ее засветились загоревшимся изнутри светом и стали прекрасными. И вдруг всё злобное, придавленное, испуганное стало таять в людях и испаряться. В полутемной зале засияла строгая, величавая красота”. Потом “Гурниенко заиграла “Осеннюю песню” Чайковского. Мелодия под ее пальцами стала новою, хватающею за душу. Липовые аллеи. Желтые листья медленно падают. Издалека льется тоска скрипки осенней”. Вот и поэт Валерий Брюсов в стихах выражает свое отношение к музыке, вернее, влияние её на состояние души:

Я не в силах восторга
мечты превозмочь,
Повторяю напевы старинные,
И спешу, и бегу, - а прекрасная ночь
Стелет тени, манящие, длинные...

Под музыку люди поют, танцуют, устраивают свадьбы. Наши далекие предки создавали музыкальные инструменты, которые использовали в религиозных и культовых обрядах. В московском Историческом музее хранятся две флейты, сделанные из трубчатых костей животных. Это самые древние музыкальные инструменты, найденные в европейской части России, в частности, на берегу озера в Мещерах. Значит, еще 4.000 лет назад первобытные люди нуждались в средствах, с помощью которых можно было издавать определенные звуки, поднимавшие эмоциональный, победный тонус или завораживавшие, гипнотизировавшие ритмы. Во времена древней Спарты воины шли в бой под звуки деревянных инструментов. Большое значение маршевой музыке придавали русские полководцы А.В.Суворов и М.Д.Скобелев. “Музыка удваивает, утраивает армии”, - говорил Суворов. Марши помогают совершать длительные трудные переходы.

Известные русские ученые В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др. отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, на дыхание, кровообращение. Те или иные мелодии могут поднимать артериальное давление или понижать его, убыстрять пульс или замедлять.

Немецкие врачи в Мюнхене нередко, помимо обычного лечения, рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание произведений Бетховена, Моцарта и других композиторов. Учеными также было замечено, что игра на кларнете положительно влияет на кровообращение, такая музыка нормализует сердечно-сосудистую систему.

Нежные скрипичные мелодии или же исполняемые на фортепиано успокаивают. Вспомните серенаду австрийского композитора Франца Шуберта “Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной...” - плавно льется мелодия, создавая светлое, мечтательное настроение. А если послушать “Времена года” П.И.Чайковского! Одна из самых популярных пьес этого альбома - “Баркаролла” (песня лодочника). Композитор вложил в нее свои личные переживания, и нас, слушателей, мелодия завораживает. Или из этого же альбома - “Апрель. Подснежник”.

Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий. Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.

Из древнегреческой мифологии пришел к нам бог света, златокудрый красавец Аполлон, который покровительствует художникам, поэтам, певцам и музыкантам. Легенда рассказывает, как с серебряным луком за плечами и с кифарой - музыкальным инструментом античной Греции - в руках проносился он над морской пучиной, над горами и ущельями, разил стрелами злых врагов в образах безобразных чудовищ и, притрагиваясь к золотым струнам кифары, пел торжествующую, победную песнь. Легенда также гласит, что Аполлон взрастил двух сыновей. Один из них Орфей - певец и музыкант. Другой - Эскулап, который, овладев врачебным искусством, стал богом-целителем. До сего времени его почитают медики.

Музыка и здоровье - понятия эти близки друг другу. А вот соединение профессий музыканта и врача - явление редкое. И всё же есть такие уникумы. Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин был талантливым ученым-химиком. Он с отличием окончил Медико-хирургическую академию, защитил диссертацию на доктора медицины, был среди таких видных деятелей российской науки, как А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, И.И.Сеченов, С.П.Боткин. Но работа ученого медика не помешала ему сочинить музыкальные произведения: романсы, симфонические концерты, и создать главное свое детище - оперу “Князь Игорь”. 17 лет работал он над оперой. Музыка её вдохновляет, будит патриотические чувства. К медицине прикоснулся французский композитор Гектор Берлиоз. Родившись в семье врача, он по настоянию отца изучал медицину, но также увлекался поэзией, искусством, музыкой.

Поступил в Парижскую консерваторию. Берлиоз создал несколько симфоний, вокально-драматическую трилогию “Детство Христа”. Особенно известна его опера “Беатриче и Бенедикт” по комедии Шекспира “Много шума из ничего”. Светлая, жизнерадостная музыка оперы создает прекрасное настроение, зажигает весельем и юмором.

Благодаря своей журналистской деятельности я познакомилась с человеком, соединившим две замечательные профессии - музыканта, певца и врача. Сергей Ваганович Шушарджан, обладатель красивого баритона, после школы окончил Консерваторию.

Выступал на всемирно прославленных сценах, таких, как Большой театр в Москве, Ковент-Гарден в Лондоне, Гранд Опера в Париже и др. Исполнял главные роли в операх Верди “Набукко” и “Травиата”, в опере Пуччини “Чио-Чио-Сан”. Всего 15 оперных партий разных композиторов. В репертуаре его насчитывается 500 арий, романсов, песен. Но профессионального певца притягивала и медицина. Еще в юности он заметил благоприятное влияние музыки, пения на здоровье. Продолжая петь, сумел окончить Ставропольский медицинский институт и начал работать врачом-кардиореаниматологом. Разработал свою систему восстановления организма с помощью музыкотерапии.

Лечебно-профилактический метод, названный им вокалотерапией, состоит, прежде всего, в правильном певческом дыхании. „Существует набор специальных упражнений, - рассказывал Сергей Ваганович, - с помощью которых можно довести способность управления дыханием до совершенства”. Это своеобразный мягкий, эластичный массаж внутренних органов.

Дыхательная тренировка по определенной системе укрепляет стенки кровеносных сосудов. Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми; лечить можно не только словом, но и музыкой, пением и даже протяжным многократным произнесением с улыбкой некоторых звуков. Например: “гон” - звук селезёнки, “шэн” - звук легких, “гуо” - звук печени, “чэн” - звук сердца, “ю” - звук почек, “дон"- звук желудка.

В своей книге “Здоровье по нотам” С.В.Шушарджан приводит подобные примеры и современных научных исследователей. Он говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.

Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3 - 4 раза). Очень сходное воздействие производят на организм и отдельные музыкальные произведения. Особенно, говорят специалисты, лечит музыка Моцарта. Профессией долгожителей называет С.В.Шушарджан профессию певцов. Он создал Институт медицины и музыкотерапии. Занимаясь проблемами поддержания здоровья и самосовершенствования людей, он говорит: пойте, друзья, на здоровье!

Долголетие, увеличение продолжительности жизни человека - этими сложнейшими задачами занимается российский ученый, астролог Валерий Александрович Туев. Он вместе со своими коллегами, переворошив огромное количество справочников, российских и зарубежных, включая и книгу рекордов Гиннеса, составил обширную, интересную, можно сказать уникальную схему.

По жизнеописаниям людей, достигших весьма преклонного возраста, по астрологическим исследованиям, а, также изучив психологические факторы, обеспечивающие активную, здоровую, долгую жизнь, ученые пришли к выводу, что все долгожители - люди творческие, стремившиеся и сумевшие реализовать свои способности. Очень важно, говорил В.А.Туев, вести “осмысленный образ жизни, быть активным соавтором своей судьбы”. В беседе со мной он рассказал об испанском дирижере Пабло Казальсе, который прожил 94 года. У него была красивая молодая жена.

Несмотря на свой многолетний недуг (ревматоидный артрит), он всегда был полон одухотворенности, неиссякаемой жажды жизни, творчества. “Каждое утро, просыпаясь, я с нетерпением жду встречи с музыкой”, - говорил он. - “Для меня Бах - великий романтик. Его музыка волнует меня, возвращает ощущение полноты жизни”. И как бы в подтверждение этому В.А.Туев прочитал мне отрывок из своей книги “Астрология и долголетие”, написанной им в содружестве с С.Кураповым. Это был эпизод из жизни Пабло Казальса, болезненного, слабеющего от старости человека, но совершенно преображавшегося при прикосновении к прекрасному, каковым была для него Музыка.

Вот он дряхлеющий, сгорбленный, опираясь на руку своей супруги, вошел в гостиную, подошел к роялю. Зазвучали первые аккорды. И словно чудо свершилось! Казалось, не было ни больных, опухших пальцев, которые как птицы взлетали над клавишами или быстро пробегали по ним, не было старичка - за фортепиано сидел стройный, грациозный пианист. Он играл Баха, Моцарта, Брамса. Музыка была ему лекарством. “Творческая самореализация преображает человека, вдохновляет и даже, представьте себе, делает долгожителем”, - сказал В.Туев и подарил мне свою книгу с пожеланием долголетия.

Долгую жизнь (94 года) прожила и российская писательница, публицист Мариэтта Шагинян. Она говорила: “Люди, радуйтесь своему богатству, если вы видите, слышите в эти годы, если ноги у вас идут себе, не спотыкаясь, колени не дрожат, и не хнычьте на какие-то старческие пустяки. Вы еще молоды! Я была молода в свои восемьдесят пять лет. И ноги, и глаза работали на славу... Я была так молода, что казалась самой себе моложе прежних двадцати пяти лет, потому что была охвачена глубоким, неутомимым интересом к жизни”.

Вот что значит творческая самореализация! Она повышает тонус, настроение, продлевает жизнь. Так что живите в творчестве и здравии, дорогие читатели “Русской газеты”! Вместо таблеток и пилюль, слушайте музыку Моцарта, Шопена, Чайковского, Панчо Владигерова; занимайтесь любимым делом, самореализуйтесь!

 

8) Музыкальная аптечка

 

Наверняка многие не знают, что музыку как таблетку можно «принимать» от головной боли, лишнего веса, неврозов или бессонницы.Воздействие музыки на психику человека обусловлено совпадением или несовпадением ее ритма с внутренними ритмами человека, а также его собственным энергетическим полем. Это лишний раз подтверждает, насколько энергетика человека связана со здоровьем.
            Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку Моцарта. Самое интересное, что произведения Моцарта универсальны: они помогают для снятия стресса, от головной боли, во время восстановительного периода после экстремальных ситуаций, а также для эффективного усвоения учебного материала. Причем, лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта, это так называемый «эффект Моцарта».

Чтобы понять, почему это происходит, ученые провели сканирование мозга с помощью магнитного резонанса, который показывает картину активности участков мозга.

Оказалось, что музыка Бетховена, Шумана и других композиторов-классиков «будила» строго определенные участки коры головного мозга, но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в т.ч. и те, которые участвуют в процессе зрения и высших процессах сознания, в частности в процессе пространственного мышления.

Выяснилось, что особое место среди шедевров Моцарта занимает «Соната для двух фортепиано (до-мажор). Прослушивание именно этого произведения многократно усиливает мозговую активность человека.

Кроме того, любопытно, как установили японцы, что когда в пекарне звучит музыка Моцарта, тесто подходит в 10 раз быстрее, а самое лучшее сакэ получается из дрожжей, которые «прослушали» Моцарта.

 

Музыкальная аптечка для вас:

• При головной боли
«Весенняя песня» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Венгерская рапсодия»Листа, «Фиделио» Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, вальсы Штрауса


• Улучшает сон, действует успокоительно
Сюита Грига «Пер Гюнт», «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, прелюдии Шопена


• Язва желудка рубцуется при прослушивании «Вальс цветов» Чайковского


• Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона


• При онкологических заболеваниях хороши произведения Моцарта, Генделя, произведения Баха, Рахманинова, а также – мелодии тех лет, когда вы были здоровы и счастливы

• Для поднятия общего жизненного тонуса:
Чайковский – «Шестая симфония» (3ч.), Бетховен – «Увертюра Эдмонд», Шопен – «Прелюдия №1 (опус 28), Лист – «Венгерская рапсодия»№2

Классическая музыка восстанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле. Здоровый организм человека – это как хорошо настроенный музыкальный инструмент.
И вы можете выбрать для себя такую музыку, которая настроит ваше психоэмоциональное состояние на нужный лад.


Для утреннего пробуждения:

1.      Равель – сюита «Дафнис и Хлоя», первая часть – «рассвет»

2.      Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке»

3.      Глазунов – Сюита из балета «Раймонда», антракт ко втором действую.

4.      Дебюсси – Симфоническая поэма «Море», первая часть

5.      Григ – «Утро»

6.      Уильямс «Лондонская симфония».

 
Для преодоления депрессии, чувства одиночества и усталости:

1.      Чайковский Первая симфония «Зимние грезы», первая часть.

2.      Брамс – «Трагическая увертюра»

3.      Брамс – «Реквием».

4.      Гершвин Песня Клары из оперы «Порги и Бесс».

 
Для мысленных путешествий:

Дебюсси говорил – «Когда у вас нет достаточно денег для того, чтобы отправиться в путешествие, отправьтесь в него мысленно».

1.      Дебюсси – Ноктюрн для оркестра, вторая часть «Празднества»

2.      Лало – Испанская симфония

3.      Равель – Испанская рапсодия

4.      Де Фалья – Ночи в садах Испании

5.      Римский-Корсаков – Симфоническая сюита «Шахерезада»

6.      Чайковский – Итальянское каприччио

7.      Мессиан – «Турангалила» (Индия)


Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:

1.      Бетховен – Восьмая симфония.

2.      Россини – увертюры к операм «Шелковая лестница «Сорока-воровка.

3.      Гендель – Музыка на воде, «Аллегро».

4.      Бетховен – Восьмая симфония, первая и четвертая части.

5.      Музыкальные произведения для облегчения разочарования и фрустрации:

6.      Гендель – Оратория «Иуда Макковей».

7.      Шуберт – Четвертая, «Трагическая» симфония».

8.      Чайковский «Ромео и Джульетта».

9.      Шуман – увертюра «Манфред».

10.  Лист – симфоническая поэма «Прелюды».


Для предоления нарушений сна и бессонницы:

1.      Бах – Гольберг-вариации».

2.      Франк симфоническая поэма «Психея».

3.      Равель – Лунный свет, концерт Соль-мажор, вторая часть.

4.      Гершвин – Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

5.      Дебюсси Лунный свет.

6.      Шимановский – «Мечта короля» из оп. «Король Рогер»

 

9) Я не  хочу играть на пианино.

 

Статья пианистки и преподавателя игры на фортепиано из США Melody Ouyang. Почитайте, пригодится независимо от музыкального инструмента, на котором вы пытаетесь научить играть своё чадо.

"Мама (или папа)... Я не хочу сегодня заниматься музыкой!"

Наверняка все родители, у которых есть дети, занимающиеся музыкой, рано или поздно слышат нечто подобное. Меня часто спрашивают ученики и их родители: а у Вас были такие проблемы, когда Вы росли? Или же: а как я заставляю заниматься своих собственных детей?

Хорошие и плохие новости. Хорошие новости - то, что Вы не одиноки, и совершенно нормально для детей временами не хотеть заниматься. Практика - неотъемлемая часть обучения игре на любом инструмента. И вот вам плохая весть - её не избежать. Последовательность - вот ключ к проблеме! Среди музыкантов есть поговорка: "Вам не нужно заниматься каждый день. Только в те дни, когда Вы едите".

И всё же, вот несколько советов, как не дать Вашему ребенку бездельничать.

 1. Вместо того чтобы устанавливать сроки, поставьте цель, не связанную со временем. Например, вместо требования заниматься 30 минут в день, скажите: "сегодняшняя цель - правильно сыграть эти две строчки". Как только Ваш ребенок сможет правильно и выразительно сыграть указанный фрагмент со всеми штрихами - занятия на этот день будут закончены. Если пойти таким путем, Ваш ребенок сосредоточится на совершенствовании своей игры, и будет меньше смотреть на часы. Нужно придерживаться в обучении принципа "делать правильно независимо от того, сколько времени и сил это потребует". Другая уловка - для тех, кто умеет работать с метрономом: начинаем с очень медленного темпа, и постепенно, шаг за шагом, увеличиваем его. При использовании этих методов большинство учеников в состоянии разобраться во всем за отведенное для занятия время - они сосредотачиваются, и добиться правильного результата для них становится своеобразной игрой.

 2. Постарайтесь создать музыкальную атмосферу у себя в семье. Найдите друзей, у которых тоже есть дети, играющие на каком-либо инструменте, и загляните к ним во время занятий. Ненароком отметьте, что и другие дети тоже занимаются музыкой. Таким образом, Вы покажете ребенку, что он не одинок в своих занятиях. Это хороший пример, ведь тем же самым занимается его ровесник!

 3. Сделайте занятия музыкой частью распорядка дня. Лучше всего, если Ваш ребенок будет заниматься каждый день в одно и то же время, к примеру, после обеда или перед сном.

 4. Постарайтесь поместить инструмент в той части дома, где ничто не отвлекает от занятий. Бывает, во время занятий родители смотрят телевизор прямо тут же, рядом с фортепиано! Конечно же, это не позволит ученику сосредоточиться на занятии.

 5. Используйте игру "3 раза подряд". Я постоянно применяю ее со своими учениками. Они переходят к следующему фрагменту, только если смогут правильно сыграть предыдущий фрагмент 3 раза подряд. Время от времени они сбиваются, но своеобразный азарт побуждает их продолжать .

 6. Для детей с проблемами внимания, возможно, стоит разделить работу на две коротких периода. Вместо того чтобы надолго усаживать Вашего ребенка, поставив перед ним сразу несколько задач, разделите занятие на две части. Как вариант - первая часть перед обедом, вторая - перед сном. Таким образом, Ваш ребенок не переутомится.
 
 7. В процессе занятий разбивайте произведение на маленькие фрагменты. Не стремитесь непременно изучать его с начала и до конца. Ваш ребенок должен быть в состоянии определить проблемные фрагменты в музыке и сосредоточиться именно на них. Длина произведения в этом случае не имеет значения. У меня даже самые новички в своих двух строчках отмечают самый трудный фрагмент. Это очень хорошая привычка. Иными словами, те, кто отрабатывает произведение сразу от начала и до конца, будут всегда запинаться в одних и тех же проблемных местах.

 8. Похвалите своего ребенка за хорошее занятие, а не за хорошее исполнение. Если он/она хорошо занимался, отметьте его за достигнутую "цель недели". Нужно почувствовать вкус успеха, чтобы захотеть трудиться для него.

 Цель для большинства учащихся - получить удовольствие от конечного результата, разученной музыкальной пьесы, и своего достижения - хорошего ее исполнения. Испытать волнующее чувство от своей способности погрузиться в музыкальную пьесу и ее исполнение на музыкальном инструменте. И чтобы достигнуть этой вдохновляющей цели, постараться приходится музыкантам любого уровня.

 Я надеюсь, что изложенные советы помогут Вашему маленькому ученику в его путешествии по миру музыки.

 
10) Ваш ребенок стал учеником школы искусств?

 

 Это событие является серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для вас. Первые шаги в искусстве всегда трудны, а для малыша особенно. Для того чтобы ваш ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно помочь ему в этом.

Для этого необходимо правильно организовать домашние занятия, проследить за их ходом, найти стимул и поддержать интерес к учебе. Как говорил выдающийся педагог - пианист, профессор Л.В. Николаев, «прежде чем учиться, надо еще выучиться учиться».

Первоочередная ваша задача - довести до сознания ребенка, что он начал заниматься серьёзным делом, требующим внимания и терпения. Он должен всегда видеть перед собой цель, образец для подражания. Для этого важно слушать музыку, посещать концерты, лично участвовать в концертных мероприятиях.

Начальный период занятий имеет свои трудности, преодоление которых во многом зависит от природных данных: музыкального слуха, чувства ритма, строения рук и согласованности движений. Но есть и ещё очень важные условия:

1. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет расписание дня. Домашние занятия обязательно должны быть систематическими и ежедневными! Только регулярные занятия приносят пользу. Если ребенок занимается только перед уроком, такая работа малоэффективна, потому что она поверхностная и нерезультативная, и многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и преподавателя на уроке, теряется и сводится к нулю.

2. Регламентируйте время занятий. Сколько по времени должны длиться занятия? В среднем для детей семилетнего возраста, как правило, достаточно 30-40 минут ежедневных занятий, для учеников средних и старших классов – от двух, двух с половиной часов в день. Можно занятия проводить в два или три приёма. Постарайтесь, чтобы не пропадало драгоценное утреннее время, когда голова свежа, нервная система отдохнула, руки не устали. Для уч–ся младших классов, после 10 – 15 минут работы за инструментом, надо сделать перерыв на 2 – 3 мин. или сменить задание. Ничто не должно отвлекать ребёнка, поэтому желательно, чтобы в комнате во время занятий не было посторонних лиц.

3. Начинать занятия нужно с технической разминки, это - гаммы, упражнения, этюды, затем – пьесы и другие музыкальные формы, требующие большей сосредоточенности. Если ребёнок занимается 2 раза в день, то второе занятие следует начинать с трудного задания, а закончить повторением пройденного за день. Разумеется, порядок работы может и должен меняться время от времени.

4. Как нужно заниматься? Для музыкальных занятий большое значение имеет концентрация внимания, вдумчивая, сосредоточенная на конкретных задачах работа.

На качество работы отрицательно влияют:

- Привычка играть без остановки с начала и до конца. Объясните своему ребёнку, что даже великие музыканты учат произведение отдельными частями, исправляя недостатки, улучшая даже хорошо выученное. Проигрывание целиком – итог работы, награда за труд.

- Постоянное проигрывание в быстром темпе. Бесконтрольная игра воспитывает неряшливость и небрежность, детали не прослушиваются. Лишь когда работа над произведением близка к завершению, его можно несколько раз исполнить по - настоящему, как на концерте, чтобы ученик почувствовал себя «артистом на эстраде». А затем нужно обязательно вернуться к исправлению ошибок и уточнению «деталей». Очень важно развивать у ребёнка критическое отношение к собственной игре, умение слушать себя как бы со стороны.

5. Обязательно следите за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому, что дневник регулярно просматривается родителями. Преподаватели приветствуют присутствие родителей на уроках, просят, чтобы родители записывали все замечания педагога и как бы учились вместе с ребенком.

6. Воспитывайте у ребёнка бережное отношение к инструменту. Музыкальный инструмент должен быть обязательно настроен! Следите за посадкой за инструментом. Посмотрите внимательно, как сидит ваш ребенок, ровно ли держит спину, не горбится ли он. Обязательно подберите стул нужной высоты, сделайте все необходимые подставки (для ног, на стул, если не хватает высоты стула).

7. Наблюдения показывают, что основную причину неудач надо искать в домашних занятиях. О том, как они протекают, о возникающих трудностях необходимо своевременно информировать преподавателя. Это поможет быстрее их преодолеть. В основе взаимоотношений родителей и педагога должна лежать искренность и доверие друг к другу.

8. И самое важное! Необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал неподдельную заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите ребенка время от времени поиграть вам и не забудьте похвалить его, поощрить. Ярким, замечательным примером для родителей от преподавателя служит цитата: «Наше дело – учить, ваше дело – любить».

 
Дата последнего обновления страницы 18.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения